суббота, 7 апреля 2012 г.

1. ПУШКИН ДРЕМЛЕТ

Под Старый Новый год после спектакля Мастер закрыл театр и ушёл. А у кукол начался было
праздник, но получился настоящий балаган.

Зачинщиком безобразия был Петрушка. Он предложил всем махнуть в декорации пушкинского
домика в Михайловском. Это был старый буфет, перестроенный для спектакля о поэте: на
первом этаже ( полка буфета) как бы жила Арина Родионовна. Там висела иконка с лампадкой,
стояла печка и аккуратно застеленная кроватка, на которую все и уселись. На кровати поэта,
на втором «этаже» буфета, был страшный беспорядок по замыслу спектакля: взъерошенная
простыня, подушка на полу. Поэт как бы уронил её и она валяется. Мастер её даже на клей
посадил.

Но сначала было не так. Кукла Пушкин всё время молчала, а Петрушка хотел развеселиться и
предложил «налить» поэту. На что Пушкин изрёк первые и последние за этот вечер слова: «А где
же кружка?»

И тут все так обрадовались его голосу! Весело толкая друг друга, куклы долго искали кружку
или «налить», но не нашли, потому что в театре ни того, ни другого отродясь не было в реквизите.

Тогда было предложено поиграть, как будто все уже во хмелю, но знойная Зарема упёрлась.

- А ты напряги сознание, - посоветовал Петрушка, - и притворись, что ты уже пьяненькая!

- Сознание - штука хитрая, - мрачно заявил Фауст, - фиг сдвинешь.

- А тогда ты его бытиём попробуй, - настаивал Петрушка, - сорвём тормоза! Не актёры, что ли ?

Тут Пушкин икнул , все восприняли это как сигнал и уже сразу «пьяные» повалили в буфет, к
Родионовне на кровать. Русалке не хватило места, но она уселась на колени к Моцарту. Тот
не возражал. Сальери возился в углу с шарманкой, пытаясь её наладить. Родионовна смирно
поправила на стене картинку, вышитую бисером, и куда-то запропастилась до утра. Петрушка
потряс Пушкина за плечо:

- Хорошо, что он молчит. Сегодня я за него буду его сказки рассказывать.

Куклам, как существам, привычным к тому, что мир полон разных реальностей, было ясно, что
Родионовна рассказывает Пушкину одно, он записывает другое, все читают третье, а Петрушка
собрался всё это излагать по-своему.

И он начал.

-Жил-был царь Дадон в своей земле... Читай: человек, точнее не скажешь. Совершенный дадон.
Ни выводов, ни размышлений. Ест, спит и моргает. Сплошная немощь. А с жизнью же так нельзя, -
одни авансы иметь. Ну и долежался до испытаний.

Является к нему лучшая треть его существа - Мудрец. Но Дадон и есть дадон, он сам себя не
признал, а увидел только постороннего старикашку. А тот с подарком:

- На, - говорит, - тебе будильник золотой в виде петуха, чтобы ты лихо не проспал.

Дадон по имени и сути понял всё буквально. Нет ,чтобы внутри себя лихо стеречь, нет: он птицу
прицепил в центре города, чтобы иноземного врага наблюдать. Некоторые многие так с ценными
вещами и поступают: приспосабливают к своим глупостям, хоть не доверяй им волшебные вещи!
Хорошо ещё орехи металлическим петушком колоть не стал... Ну и ладно петуху, он своё дело
знает, заводной.

А лихо всякое не простое: как внутреннее лихо подымается, а на него не обращают внимания, так
оно снаружи появляется. Так и тут было. С одной стороны, Дадон опять ленью изошёл, а с другой
стороны, иноземцы пошли на царство.

Петух-молодец тут по обоим лихам звонить и начал. Все забегали. Дадон - ну искать на минус
хоть плюс какой-нибудь. Поскрёб и нашёл своих двух сыновей, последние сокровища души своей.
Одного за другим на иноземного врага и напустил.

Ушли дети и не вернулись. А петух опять кукарекает.

- Бедненький Дадон! - вдруг встряла Русалка. - Кто же курий язык понять может? Мало ли что он
там говорит? Почему словами не объяснить человеку, где у него лихо?

- Дорогая рыба, сказка эта про несознательность человечества, - пояснил Петрушка. -
Будильников у него было - хоть пруд пруди, хотя бы и писателей, которые своим творчеством
старались человека ото сна избавить. Будили, будили! Толстой всей глыбой наваливался,
Достоевский доставал, Горький горечью сыпал, - авось поедят, проснутся, Блок - блоками,
кирпичами, Маяковский маячок давал, Чехов чехвостил мягко, как врач, Крылов крыльями махал,
чтобы туман рассеять для ясности, Зощенко тоже хорошо писал, а Пушкин - пушками палил!

- Ладно, продолжай, - распорядилась Зарема.

-Так вот. Петух звонит опять, а послать некого. Сам собрался Дадон. Доехал до шатра в блёстках и
уже дивится. А когда из шатра тётка в прозрачных штанах вылезла, так и готов стал.

Не привыкши в жизни всё мудро рассматривать, Дадон видит только Шемаханку в сапфирах и
кольцах и больше ничего в ней не видит.

- А что это за загадка? - спросил Моцарт.

- Шемаханка эта только с виду иностранная красавица-царица, а так - это Майя.

- Чего? - Зарема нахмурила чёрные брови.

- Встретился, братцы, Дадон, как и все люди в жизни встречаются, с Майей. А это - все
губительные прелести мира, как то: блеск, мишура, чрезмерные удовольствия, шипучие страсти,
жизнепрожигание, иллюзии и мга. И всё это олицетворяла собою Шемаханка. Сплошную ловушку.
Дадон попался.

Ну что? Сел и поехал, держа в объятиях всю эту дрянь. Но тут, в надежде спасти остатки его
разума, на помощь является его внутренний Мудрец. ( А Дадон думает, что он внешний.)

И просит:

- Отдай мне, - говорит, - Шемаханку, хотя бы как плату за петуха.

А хотел он, как друг, Дадона от иллюзии избавить. Но царь Дадон-то видит бабу! Рассердился и
последние свои мозги вышиб: убил палкой Мудреца. В себе. И снаружи.

Шемаханка, как и положено иллюзии, тут же растворилась в никуда, а петушок видит такое дело:
вроде был Дадон, человек, а стал, даже в глазах петуха, совершенным ничтожеством, вроде
червячка.

Ну, петух его и склевал.

Все молчали.

- Ай да Пушкин, - затявкала злая петрушкина собачка Муха из спектакля «Балаган».

- Не тронь поэта! Это петрушкина шизофрения, - сказала Русалка.

На что собачонка злобно ответила:

- А ты хоть бы в общество титишник надела!

После этого сразу никто не посмел взглянуть на сто раз всеми виденные голые грудки Русалки.
Только пару минут спустя, кое-кто таки глянул украдкой на них, но сразу увёл глаза от всем ясной
мысли: Русалка в бюстгальтере - это гадко. Всё-таки природа, пусть будет самой собою.

- А почему, собственно, прелести жизни обязательно губительны? – чмокнул Русалку Моцарт.

- Есть прелести, а есть радости, - тявкала опять собачка Муха.

- Думаю, так, - поскрёб шапку Петрушка.

– Прелести губят, а радости спасают.

- А как их различать? – озадачился по своей привычке Фауст.

Подала голос Зарема:

- Эх, богослов, это твоя сказка. Только сам ты не Шемаханке поддался, а кому похуже. Выводов так
и не сделал?

- Братцы мне не в радость эти разговоры. Вся эта нудная внутренняя метаморфоза…

- А я любуюсь толстухами, выбирающими выпечку!

- У кого будни, а у кого – блудни. Вот и вся разница. В этот момент пришла Арина Родионовна.
Она, игнорируя вечеринку, молча подошла к задремавшей кукле-Пушкину и подоткнула ему под
спину вышитую подушечку. Потом она окинула всех строгим взглядом и вздохнула:

- Мелете, мелете, что молоть? Всё же ясно, как в сказке. Каждый сам себе всё выбирает. Только
сначала знай, что за всё, что выбрал себе, сам и отвечаешь. И нечего на прочих пенять.

В этот момент Сальери починил шарманку. Она фальшиво заныла и заквакала что-то приятное.

Пушкин засмеялся.

Авторские права © 2007-2011 Елена Трещинская . Все права защищены.
Использование материалов сайта для коммерческих целей запрещено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий